Уважаемые родители!
Предваряя вопросы по заданиям, направленным на формирование у учащихся функциональной грамотности, поясняем следующее.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в рамках изучения предметов учебного плана, на практике для решения задач в повседневной жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности разработан на региональном (приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 № 282/01-03), муниципальном (приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088) уровнях и непосредственно в каждой образовательной организации в рамках реализации национального проекта «Образование» Минпросвещения России (приказ № 03-1510 от 14.09.2021).
Российская Электронная Школа (далее – РЭШ) – образовательная платформа, рекомендованная Министерством просвещения РФ, в которой содержится банк заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся или отслеживания уровня её сформированности. Подобные задания включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам. Подготовка к государственной итоговой аттестации проходит в течение всего периода обучения в школе. Результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что большинство ошибок при выполнении заданий связаны с неумением правильно понять условия выполнения задания и извлечь нужную информацию. Именно на это и направлены задания РЭШ. Чем раньше дети познакомятся с разными форматами заданий, тем увереннее они будут на экзамене и выше будет результат.
В нашей школе разработан комплекс мероприятий по формированию функциональной грамотности школьников с целью планомерной подготовки учащихся к указанным выше мероприятиям. Ознакомиться со всеми документами можно на странице официального сайта школы.
Система работы с учащимися по формированию функциональной грамотности в 2022-2023 уч.г:
- На уроках учителя используют задания, направленные на формирование функциональной грамотности, на разных этапах урока, они есть и в учебниках по предметам.
- Задание из банка РЭШ предлагаются детям в качестве выполнения домашнего задания не более одного (из всех предметов) в неделю.
- Время на выполнение каждого задания 20-30 минут, что соответствует требованиям СанПиН при работе с электронными ресурсами.
- По результатам выполнения этих заданий на уроке иногда учитель проводит разбор типичных ошибок с целью выработки стратегии выполнения заданий в дальнейшем и умении сделать акцент на ключевые слова в задании.
- Задания, которые выполняют учащиеся, оцениваются автоматизированной системой РЭШ в баллах.
- Положение о выставлении отметки за выполнение заданий РЭШ находится в стадии разработки.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (посмотреть)
- Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- Приказ департамента образования Ярославской области № 282/01-03 от 17.09.2021 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
- Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (дорожная карта) на 2022-2023 учебный год
Муниципальный уровень
- Приказ 01-05/1088 от 11.11.2022 г. "Об организации работы по повышению качества функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году"
- Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088" (посмотреть)
- Материалы августовской конференции – 2021 "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям"
- Приказ департамента образования мэрии г. Ярославля № 01-05/1088 от 26.11.2021 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо департамента образования мэрии г. Ярославля № 01-18/5733 от 07.12.2021
Школьный уровень
- План мероприятий средней школы № 42, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год
- План мероприятий средней школы № 42, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2022-2023 учебный год
-
Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Финансовая грамотность:
Читательская: грамотность:
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Методические материалы
- Как развивать функциональную грамотность: 35 советов родителям
- "Что значит быть грамотным" методические рекомендации для детей и родителей Смотреть
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач Смотреть
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов Смотреть
- Уроки формирования функциональной грамотности (работаем по фгос общего образования) Смотреть