Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 42 им. Н.П.Гусева с углубленным изучением французского языка" г. Ярославль

Уважаемые родители!

Предваряя вопросы по заданиям, направленным на формирование у учащихся функциональной грамотности, поясняем следующее.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в рамках изучения предметов учебного плана, на практике для решения задач в повседневной жизни.

   Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности разработан на региональном (приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 № 282/01-03), муниципальном (приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088) уровнях и непосредственно в каждой образовательной организации в рамках реализации национального проекта «Образование» Минпросвещения России (приказ № 03-1510 от 14.09.2021).

Российская Электронная Школа (далее – РЭШ) – образовательная платформа, рекомендованная Министерством просвещения РФ, в которой содержится банк заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся или отслеживания уровня её сформированности.  Подобные задания включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам. Подготовка к государственной итоговой аттестации проходит в течение всего периода обучения в школе. Результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что большинство ошибок при выполнении заданий связаны с неумением правильно понять условия выполнения задания и извлечь нужную информацию. Именно на это и направлены задания РЭШ. Чем раньше дети познакомятся с разными форматами заданий, тем увереннее они будут на экзамене и выше будет результат.

В нашей школе разработан комплекс мероприятий по формированию функциональной грамотности школьников с целью планомерной подготовки учащихся к указанным выше мероприятиям. Ознакомиться со всеми документами можно на странице официального сайта школы.

Система работы с учащимися по формированию функциональной грамотности в 2022-2023 уч.г:

  1. На уроках учителя используют задания, направленные на формирование функциональной грамотности, на разных этапах урока, они есть и в учебниках по предметам.
  2. Задание из банка РЭШ предлагаются детям в качестве выполнения домашнего задания не более одного (из всех предметов) в неделю.
  3. Время на выполнение каждого задания 20-30 минут, что соответствует требованиям СанПиН при работе с электронными ресурсами.
  4. По результатам выполнения этих заданий на уроке иногда учитель проводит разбор типичных ошибок с целью выработки стратегии выполнения заданий в дальнейшем и умении сделать акцент на ключевые слова в задании.
  5. Задания, которые выполняют учащиеся, оцениваются автоматизированной системой РЭШ в баллах.
  6. Положение о выставлении отметки за выполнение заданий РЭШ находится в стадии разработки. 

Нормативные документы

Федеральный уровень

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (посмотреть(просмотр)"/)
  • Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть(просмотр)"/)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть(просмотр)"/)

Региональный  уровень

Муниципальный уровень

Школьный уровень

 

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

Финансовая грамотность:

Читательская: грамотность: