Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

"Действующий образовательный стандарт направлен на формирование у учащихся предметных знаний, умений и навыков: по русскому языку, литературе, математике, истории и т.д. Но мир меняется очень быстро, мы сейчас живем в стремительно развивающемся информационном обществе. Дети, которые родились 5-7 лет назад, растут в эпоху огромных потоков информации, они уже с ранних лет умеют пользоваться компьютером и различными гаджетами. И узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни. Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей общую картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях. Действующий стандарт этого не предусматривает. Поэтому и возникла необходимость принять новый стандарт.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте впервые прописываются требования к условиям обучения: какой должна быть школа, какими должны быть учебники и учебные пособия, какой квалификацией должен обладать учитель, какая информационно-образовательная среда должна быть в школе. Только после создания этих условий мы вправе требовать результат.
Также новый ФГОС призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Информационные потоки сейчас увеличиваются в геометрической прогрессии. В связи с этим постоянно менять программу, дополняя ее новыми информационными единицами, просто невозможно. Задача другая – научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации и дать возможность школе самостоятельно определять содержание образования. Поэтому новый стандарт имеет рамочный характер. В соответствии с ним разрабатывается примерная образовательная программа, школой разрабатывается программа образовательного учреждения, учителя разрабатывают собственные учебные программы, которые они собственно всегда и делали, но теперь им предоставляется большая творческая самостоятельность.
Родители обеспокоены тем, что с внедрением нового стандарта образование станет платным. Это не так. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования, и ее никто не отменял. Это же предусмотрено в действующем законе «Об образовании», проект нового закона «Об образовании в РФ» также не отменяет бесплатность школьного образования. В новом ФГОС сохранено то же количество бесплатных часов, которое было раньше – на всех ступенях школьного образования: начальном, основном общем, в старших классах. Кроме этого новый стандарт вводит дополнительное количество бесплатных часов внеурочной деятельности. Все, что было бесплатным – осталось бесплатным. Волнения родителей здесь совершенно беспочвенны.

С 1 сентября 2012 года началась апробация ФГОС для 5-9 классов в ряде российских школ. Апробация необходима для того, чтобы проверить на практике новый стандарт. Ее результатом могут стать некоторые изменения, дополнения и уточнения, которые будут внесены в финальный вариант стандарта, который в штатном режиме будет введен во все российские школы в 2015-2016 учебном году, когда нынешние второклассники пойдут учиться в 5-ый класс."

Елена Леонидовна Низенко, директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобнауки России 
Полный вариант статьи находится здесь
Еще о ФГОС ООО
Сравнение стандартов 2004 и 2010 годов  скачать
Что такое системно-деятельностный подход?  скачать
Структура и содержание образовательной программы основного общего образования  скачать
Наша школа и ФГОС ООО
План мероприятий по подготовке ФГОС  скачать
План методической работы по ФГОС  скачать
Дорожная карта школы №42  скачать
Федеральные государственные образовательные стандарты НОО

Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

        Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

        1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

        2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

        1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

        2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

        3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 

Страница обновлена 15.10.2022