Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 42 им. Н.П.Гусева с углубленным изучением французского языка" г. Ярославль

Психологические рекомендации выпускникам при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Полезные статьи:

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать тревогу, лень и усталость можно с помощью несложных приемов.

Их применение помогает:

-ослабить эмоциональное напряжение;

-сохранить хорошее самочувствие и настроение.

Следует выделить три основных этапа при сдаче экзаменов: 

1) подготовка к экзамену (изучение учебного материала перед экзаменом), 

2) поведение накануне экзамена, 

3) поведение собственно во время экзамена. 

Подготовка к экзамену:  

  • дома оборудуйте место для занятий, 
  • составьте  план на каждый день подготовки, четко определите, что именно     сегодня будет изучаться,
  • если «нет настроения» заниматься, начните с того материала, который знаете лучше,
  • через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв,
  • материал полезно структурировать за счет составления планов или схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме).

Накануне экзамена:  

  • настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать (не гоните их, но и постарайтесь не «зацикливаться» на них), 
  • с вечера перестаньте готовиться, выспитесь,  чтобы встать отдохнувшим. 

Во время экзамена:  

  • Просмотрите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, 
  • Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл,
  • Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться,
  • Начните с легкого. Начните отвечать сначала на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь (не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья),
  • Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. В тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь. 
  • Думайте только о текущем задании. Задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. 
  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти-семи. 
  • Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.         

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Как съесть слона или разбейте сложную задачу на простые этапы». Иногда Вы можете столкнуться с большой, неподъемной для себя задачей, перед которой опускаются руки. Но делать ее все равно — надо. Как? Если задача огромная, как слон, разбейте ее на маленькие простые этапы, с каждым из которых справиться вы можете. 

Поэтому на вопрос: «Как съесть слона?» – лучший ответ: «Только по частям», причем достаточно маленьким, чтобы съесть в один присест. Любая большая цель кажется неподъемной лишь до той поры, пока ее не начинаешь разделять на кусочки. 

Поедание слона можно организовать двумя способами. Первый способ – это планомерное поедание слона от хобота до хвоста. Например, если Вы начинаете восстанавливать/вспоминать знания по определенному предмету с пятого по девятый (одиннадцатый) класс. Второй способ – когда поедания происходит в произвольном порядке, начиная с легких, «вкусных» кусочков. Этот метод носит название «швейцарского сыра», дырки в сыре «прогрызаются» до тех пор, пока ничего кроме дырок не останется. К примеру, Вы точно знаете, что было в последних двух темах предмета и начинаете именно с этого кусочка.

И там по маленьким кусочкам, Вы сами не заметите, как большой слон начинает уменьшаться в размерах.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

-Какова моя цель на этом этапе?

-Сколько времени в моем распоряжении?

-Как лучше использовать это время?

-Какие задачи нужно решить в первую очередь?

-В какой последовательности должны решиться эти задачи?

-Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. Точно также попробуйте у себя в голове восстановить учебный материал. Шаг за шагом, дом за домом.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

Инструкция: Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.

Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.

Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления. Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме. Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.

Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

-Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?

Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации? Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п. Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне». Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ:

«Растопить узоры на стекле». Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится как будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз.   

 «Вздохи». Сядьте удобно, положите руки на бедра. Представьте себе, что вы тяжело работали. Может быть, вы шли по лестнице, неся что-то тяжелое, или сделали много физических упражнений. Теперь вы все закончили. Наберите воздух и на какое-то время задержите его. Нагнитесь немного вперед и выпустите из себя весь воздух одним большим выдохом. Все напряжение, вся усталость вытекает из вас. Снова сделайте вдох, повторите это упражнение несколько раз.